?

Log in

No account? Create an account
http://kirillankudinov.livejournal.com/154500.html?view=1836420#t1836… - Валерий Шубинский — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Валерий Шубинский

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Sep. 25th, 2006|04:26 am]
Валерий Шубинский
http://kirillankudinov.livejournal.com/154500.html?view=1836420#t1836420

Эта дискуссия заставила меня задуматься вот о чем: а как я составлял бы хрестоматию поэзии второй половины XX века для школьников?
Существует три варианта.
Первый - составить книгу стихов, которые я лично люблю, и изъять из нее все, что непонятно школьнику 9-11 классов, не самому глупому, даже не среднему, но и не самому профессионально продвинутому. То есть - не мне в этом возрасте, но моим друзьям-товарищам, мальчикам и девочкам из, как правило, интеллигентных или полуинтеллигентных семей, готовившимся не в поэты, а, скажем, во врачи. А также то, что явно не пропустит минпросовская цензура (например, откровенную эротику).
Второй - составить историко-литературную хрестоматию, понятную этой аудитории.
Третий - составить хрестоматию с историко-культурным уклоном.
Разница между вторым и третьим вариантом принципиальна. Есть очень здравая мысль М.Айзенберга о том, что некоторые явления занимают ничтожное место в истории искусства и важное - в истории культуры. Например, Илья Глазунов. В "историко-литературной" хрестоматии Евтушенко не будет, или он будет представлен одним-двумя стихотворениями. В историко-культурной ему будет уделена целая глава.
Единственная хорошая антология поэзии русской поэзии второй половины XX века (составленная М. Шейнкером и вышедшая в 2002 году в издательстве "Слово" - в реальности антология поэзии 40-60-х годов)носит "историко-культурный" характер. Она начинается Андреем Николевым и заканчивается Леонидом Аронзоном - прекрасное начало и прекрасное завершение. Но в антологии находится место и Ошанину с Долматовским, и тем же Евтушенко с Куняевым. Порочность этого метода в том, что практически невозможно определить границу "культуры". Если включаем Долматовского, почему нет Василия Федорова и Николая Доризо? Если есть Василий Федоров, почему нет Эдуарда Асадова? Если есть Энтин и Тальков, почему нет Михаила Круга и Шуфутинского?
На мой взгляд, делать для школьников антологию такого типа - глупо. Антологию историко-литературного типа - тоже. Объяснять старшекласснику отличия "Московского времени" от метареалистов, хеленуктов от СМОГистов - значит грузить его заведомо ненужными вещами.

Поэтому я бы пошел по первому пути. Стихи я бы дополнил отрывками из воспоминаний, воспроизводящими колоритные особенности литературной жизни в ту или иную эпоху. Например, из воспоминаний Елены Шварц о ленинградском андеграунде 70-х. Поместил бы фотографию какого-нибудь самиздатского журнала. И отрывок из "Трепанации черепа" Гандлевского - о Москве той же поры...

А теперь - список некоторых стихотворений, которым могло бы найтись место в такой хрестоматии/антологии/книге для чтения:

Тарковский - "О нет, я не город...", "ВОт и лето прошло...", "Пляшет перед звездами звезда...", "Я в детстве заболел..."
Сергей Петров - "Поток персеид". "Сегодня о тебе подумал в первый раз...", "Тучи громыхали..."
Д. Максимов - "Поэт на Лиговке"
Липкин - "В мире трав"
Слуцкий - "Старухи без стариков"
Соснора - "Смерть Бояна", "Я всадник, я воин...", "Латвийская баллада", "Хутор у озера"
Бродский - "Рождественский романс", "Ни страны,ни погоста...", "Шесть лет спустя", "Как жаль, что тем, чем стало для меня...", "Любовь", "Я был только тем, чего...".
Рейн - "Преображенское кладбище в Ленинграде"
Аронзон - "Утро", "Уже в печальном умиленьи...", "Я и природу разлюбил...", "Все лицо.Лицо -лицо...", "Боже мой, как все красиво..."
Вольф - "Лежит в траве большой зеленый лист...", "Мне на плечо сегодня села стрекоза..", "Кто там ходит так тихо в траве..","Вот дурная река...".
Уфлянд - "Говорят заключенные"
Ахмадуллина - "Маленькие самолеты"
Красовицкий - "Шведский тупик"
Горбаневская - "Лаковым летом, маковым..."
Горбовский - "На уроке анатомии"
Кушнер - "Ты птицу белую сажаешь..."
Рубцов - "В горнице моей светло..."
Олег Григорьев - можно выбрать очень многое, например, "Лента Мебиуса", "Яблоко", "Смерть прекрасна и так же легка...", многие четверостишия.
В. Некрасов - "И я про космическое"
Сапгир - "Дети в саду"
Ю. Кузнецов - "Китобой"
Кублановский - "Комарика в мае..."
Жданов - "Баллада"(про птицу), "Мелкий дождь идет на нет", "Зима".
Еременко -"В густых металлургических лесах"
Седакова - "Вода-крестьянка", "Поэт есть тот,кто хочет то, что все..."
Айзенберг - "Вся земля уже с наклейками..."
Пригов - "Прекрасные сосны стояли..", "Течет красавица Ока..", "Я часто о том размышляю сегодня...". "Нам всем грозит свобода...",
Гандлевский "На смерть И.Б."
Кривулин - "Сверхлюди в детстве"
Шварц - "Зверь-цветок", "Десятисвечник", "Как эта улица зовется...", что-то из "Лавинии" (про Теофила, про "чудище в башне"), "Песня птицы на дне морском".
Стратановский - "Суворов" (требуется исторический комментарий, но небольшой), "Сомнения старого волхва", "Война в провинции".
О. Юрьев - "Небосвод полуночи...", "В садах только наших в апреле...", "В раю,должно быть, снег...","Ласточка"
О. Мартынова - "Сумасшедший кузнечик", "Бог, судьба и случай пьют чай с сухариками"
И.Булатовский - "Проспект"
И. Вишневецкий - "Та стрекоза на тонкой нити..."
Е. Мякишев "Древесный человек"
Д. Григорьев "Начинается дорога у реки..."
В.Зельченко "Слепой"

Есть первоклассные поэты, у которых я для такой - специально школьной - хрестоматии ничего бы, к сожалению, не смог отобрать. Например, Александр Миронов. Есть здесь и стихи, которые я в антологию "взрослую" включать бы не стал ("На смерть И.Б." Гандлевского - я бы лучше включил его "Устроиться на автобазу"; "Сомнения старого волхва" - у Стратановского есть, на мой вкус, много стихотворений лучше этого, но оно простое и "наглядное"). Есть авторы, которых я в эту хрестоматию включил бы, но пока не выбрал, что именно (Айги, Г. Алексеев, Лосев, Цветков, Бобышев, Чухонцев, Кононов, Мария Степанова, Александр Левин).

Повторяю - эта воображаемая хрестоматия не представляет современной поэзии. Она лишь отчасти представляет мои личные вкусы. Но, будь она издана, она дала бы юному читателю представление о том, что такое современные стихи. И все. И доставила бы ему при том некое удовольствие.
linkReply

Comments:
From: neskazhy
2006-09-25 02:05 am (UTC)
Неужели ничего из школьной темы Гандельсмана не цените? Такое вот "простое и наглядное" - элегию по случаю гибели в пожаре кинотеатра "Спартак"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lukomnikov_1
2006-09-25 04:36 am (UTC)
> Единственная хорошая антология поэзии русской поэзии второй половины XX века (составленная М. Шейнкером

и И. Ахметьевым
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shubinskiy
2006-09-25 11:07 am (UTC)
Да, конечно
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lila_krik
2006-09-25 05:53 am (UTC)
Если уж это для школьников, включайте "Шествие" Александра Левина (каждый чем-то молодец). А из Лосева "грамматика есть бог ума" - это утверждение полезно для старшеклассников.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: marfinca
2006-09-25 06:32 am (UTC)
Жданова - три самых моих любимых :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gurzo
2006-09-25 07:35 pm (UTC)
+
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_kirillan
2006-09-25 06:55 am (UTC)
Совпадения с моей антологией:
1. И.Бродский. "Рождественский романс" (разумеется).
2. Н.Рубцов. "В горнице".
3. И.Жданов. "Мелкий дождь идёт на нет".
4. А.Ерёменко. "В густых металлургических лесах".
5. Д.А.Пригов. "Прозрачные сосны стояли".
"Латвийская баллада" Сосноры - не то же, что "Овечья баллада"? Моего Соснору кто-то взял читать и зачитал - не могу проверить.
"Китобой" Ю.Кузнецова - не самая представительная кузнецовская вещь, да ещё и с сюжетом, который взят у Киндзабуры Оэ.
У Гандлевского я бы взял "Это праздник", у Рейна - "Музыку жизни", у Кублановского - "Рыцаря" (всё это есть в моей антологии).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shtapskij
2006-09-28 06:44 pm (UTC)

От покойного Сёмы

Далась Вам эта "Горница", г-н Анкудинов. У Рубцова есть вещи и посильнее. К тому же рифма: "светло - ведро" как будто у Евтушенки взята напрокат...
То же самое с этими металлургическитми лесами, которые сам автор давно уже ненавидит. Это для него как - по определению самой Ахматовой - "вшивый сероглазый король".
В Бродского и Жданова попали поточнее. Хотя все-таки куда сильнее "Сретенье" (Б.) и "Область неразменного владенья..." (Ж.) Пригов Ваш - графоман, где глаза Ваши?
Что же до Сосноры (практически всего без исключения) - вспомните как Тынянов сказал о Есенине - " звонкая монета всегда фальшива". Он (Соснора) давно уже отзвенел и ничего выдавить из себя не в состоянии.
Примите уверение в совершеннейшем моем почтении. Ваш Сёма Штапский, бывший референт Юнеско по русской литературе.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ex_santime
2006-09-25 07:11 am (UTC)
Валерий, единственное, что меня сильно смущает - применительно к данному дискурсу - это непреходящее выпячивание избранных эстетик и стилистик как выделенный, ну скажем условно - полей. Естественно, объективность и эффективность большинства из них, с одной стороны, сильно ограничена референтной группой (что видно на вашем примере), а с другой - оптикой составителя (что видно, скажем, на примере коллеги Анкудинова). Коллега Кузьмин, идущий своим путем, в результате также не избег минусов: его антологию "Освобожденный Улисс" читать тяжело, читает большинство - избирательно, да и времени на читку такого талмуда требуется - множество. Собственно, если исходить из мысли Бурдье, то каждая группа каждого эстетического направления или течения должна иметь свои публикационные ресурсы, которые в общем приближении, создают все поле целиком. Если, скажем, в одной антологии будут соседствовать Айзенберг, Шварц, Аронзон, Мартынова и Юрьев; в другой - Драгомощенко, Фанайлова, Волчек и Могутин; в третьей - Куняев, Асадов, Кушнер и Евтушенко, а в четвертой - Холин, Монастырский и Вс. Некрасов - вот тогда все в порядке. Но я сильно сомневаюсь в возможности такого решения.

Меж тем, антологии англо-американской поэзии (да равно как и неплохие новые по Серебряному веку) стабильно и вполне справляются со своей задачей. Из чего можно заключить, что функция антологии - утилитарная и ознакомительная, вызывающая желание познакомиться с тем или иным автором или кругом авторов ближе и подробнее. Но следующий вывод - такая структура "гида" или "путеводителя" возможна только при отдалении оптики от самого предмета дискурса; говоря проще - лучший результат получается по истечении достаточно большого хронологического срока, позволяющего методам составления и отбора быть более объективными и действенными.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shubinskiy
2006-09-25 08:13 am (UTC)
Владислав, еще раз: предлагаемый список - это не ознакомительная антология, а книга для чтения школьников. О представительности я особо не заботился. Поэтому и нет, скажем, Драгомощенко или Воденникова. Хотя У Воденникова я бы кое-что в эту книгу включил. Про Данилу и льва, к примеру.
"Освобожденный Улисс" - очень хорошая антология, но ограниченная Зарубежьем. И именно антология. И без ограничения аудитории.
Антогологии современной англоязычной поэзии как раз не очень представительны. Они кажутся нам представительными, потому что мы не знаем картину изнутри. А она - сколько я могу судить - так же пестра и противоречива, как наша. В Америке есть куча интересных поэтов, которые сидят по медвежьим университетским углам и которых ни одна собака не знает.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dkuzmin
2006-09-25 07:58 am (UTC)
Антология Ваша, Валерий, дала бы юному читателю представление не обо всех современных стихах, а о некоторой вполне ограниченной их части. То есть она (как это всегда случается, когда в основу дела кладется частный вкус) не просто вкусовая, а еще и "партийная", представляющая определенный фланг.

Предшествующие списку рассуждения содержат одну логическую ошибку. Вот она: "Объяснять старшекласснику отличия "Московского времени" от метареалистов, хеленуктов от СМОГистов - значит грузить его заведомо ненужными вещами". Это утверждение само по себе совершенно справедливо, но оно не может выступать обоснованием непригодности историко-литературного принципа составления антологий педагогического уклона. (Учитывая, что речь идет о совсем недавней истории и о сегодняшнем дне, я бы этот принцип называл, по обыкновению, не историко-литературным, а картографическим.)

Школьнику (да и вообще непрофессионалу) не особенно интересно, кто в какую группу входил. Но дело-то в том, что различия между групповыми поэтиками (и здесь неважно, была ли эта группа оформленной - или речь идет о течении, которое никак не прокламировало или даже не осознавало своего единства) содержательны и осмысленны. Разные стихи открывают перед читателем разные дороги, дают ему разные возможности. И вот объяснить и показать юному читателю, какие это возможности, как они устроены и как ими воспользоваться, - прямая задача составителя. Поэтому антология, адресованная школьнику (да и студенту), обязана быть комментированной - и включать даже самое труднодоступное (положим, Ерёмина) с посильным разъяснением: что это такое и зачем это может быть человеку нужно.

Составитель антологии должен быть как гид в музее-усадьбе, способный заинтересовать и при осмотре парадных залов, и когда экскурсия заходит на кухню и в прачечную. А не как вербовщик в свою веру, как это у Вас вышло.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shubinskiy
2006-09-25 08:21 am (UTC)
Дима, это НЕ антология. Это книга для чтения. Хорошо, если будет несколько таких книг. Другая, скажем - с упором на авторов "Вавилона". А потом продвинутым можно дать почитать и Еремина. Моим студентам в Университете я его читаю и предлагаю разбирать, но далеко не в начале года. Но школьникам не нужно "салансированности". Им нужно, чтобы составитель поделился с ними тем, что сам любит.
Может быть, нужно больше Некрасова и вообще "конкретной поэзии". Это - то, что школьник может воспринять, и понять, что поэзия бывает такой тоже. Университетский курс я вообще с этого начинаю. Но для школьников я бы начинал с Олега Григорьева.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: russ_dilettante
2006-09-25 08:00 am (UTC)
Разумный подход, жаль, что не "прокатит" -- "объективности" не достает.

"Суворов" Стратановского тоже, мне кажется, не "прокатит" -- наши школьники вряд ли подозревают о том, что поляки считают Суворова палачом, обвиняют в сожжении-грабеже Праги и т.п. Это сначала надо осмыслить и посмотреть с двух сторон холодным оком. Для первого опыта я бы предложил "Семь дней и семь ночей скользили" Шварц. Кстати, у Шварц я бы взял и "Подражание Буало", и "Ксения Ксению в жертву принесла", и "Нет, не забудется девица", и "Петроградскую курильню", и "Шестов мне говорит: не верь"...

У Гандлевского нельзя обойтись без "Что-нибудь о тоске и разлуке". Это одно из таких стихотворений, в которых все.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shubinskiy
2006-09-25 08:30 am (UTC)
У Шварц можно еще "Ворону в Монастыре", "Соловья". "Подражание Буало" можно, но надо объяснить, кто такой Буало. Кто такой Шестов, объяснять бессмысленно. С "Суворовым" вы, боюсь, правы. Тогда что-то из библейских стихов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: maryl
2006-09-25 11:49 am (UTC)
О, очень актуально. Я сейчас тем же озабочена - но для своих студентов. Список авторов отличается (достаточно сильно), а вот тексты многие совпадают.
А историко-культурный можно с историко-литературным скомбинировать. Взять основные линии развития поэзии второй половины - и выбрать наиболее ярких персонажей-представителей. И без Евтушенки по-любому никак :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _solly_
2006-09-27 07:37 am (UTC)
Немного не в тему, но...
Благодарна Небу, что закончила школу и в университете у нас не было литературы. Только после школы я начала читать. А так вся школьная программа и все эти рассуждалки на тему "что хотел сказать автор, когда описывал осенний парк? То, что назревает революция и весь мир катится куда-то там.." бесили и раздражали всегда не только меня. Главное не только ЧТО преподавать, но и КАК. И поэзия у большинства школьников навевает только скуку. Не поймет её большинство! Не поймет и не будет даже пытаться! И только выйдя из дцатилетнего возраста начинаешь понимать ЧТО скрывается за строками, слышишь музыку поэзии.. Когда уже взрослое восприятие мира и соответствующие эмоции, когда начинаешь ценить всё, что тебя окружает... Школа как она сейчас - убивает желание мыслить. Имхо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shtapskij
2006-09-28 06:20 pm (UTC)

по мнению покойного Сёмы

Господин Шубинский!
Уж коль Вы, коллега, почтили меня Вашим дружеством, позвольте рубануть правду-матку. Из Вашего списка к поэзии - настоящей - а не навязанной всевозможным клановым пиаром, идейными или антидейными заслугами в советской, антисоветской или в постсоветской словесности - к настоящей поэзии имеют отношение: Тарковский (абсолютно и безусловно), Липкин (отчасти), Бродский (отчасти), Кушнер - до примерно 198О г., Рубцов, Ю.Кузнецов - до примерно 1985 г., Кублановский (избранными стихотворениями), Жданов (отчасти), Еременко (очень отчасти) и, наверное, Гандлевский (хотя лично я его терпеть не могу; и тоже, разумеется, не весь). Остальные, включая Слуцкого и Ахмадулину, не пережило своего времени. В списке Вашем присутствуют и откровенные графоманы: Пригов, Горбаневская, Сапгир (хороший был дядька, Царство ему Небесное), Вишневецкий, Айзенберг (у последних двух, впрочем, иногда что-то проблескивало)... Обсуждаемые тут же Воденников и Могутин - графоманы страстные, агрессивные.
Стихотворений Зельченко, Булатовского и Д.Григорьева я в интернете не нашел.
Примите уверение в совершеннейшем моем к Вам почтении.
Ваш Сёма Штапский, бывший референт Юнеско по русской литературе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shubinskiy
2006-09-28 07:41 pm (UTC)

Re: по мнению покойного Сёмы

не пережило своего времени - странное выражение в устах покойника.
Стихи Булатовского
http://www.newkamera.de/bulat__.html
Дмитрия Григорьева
http://www.newkamera.de/dmgrig__.html
Всеволода Зельченко
http://www.vavilon.ru/texts/prim/zelchenko0.html

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kverbliudov
2006-09-29 11:16 pm (UTC)
Прочитал с интересом.
А, скажем, Евгений Харитонов? Или Владимир Казаков? Они не попали потому, что недостойны? Или о них просто забыли? (Холина-то - судя по контексту - уж точно не забыли бы)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shubinskiy
2006-09-30 01:23 pm (UTC)
Харитонова я очень ценю как прозаика, но не как поэта.
Холина - да, надо бы, наверное. Тогда и Кропивницкого.
Казакова не знаю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ayktm
2006-11-20 02:12 am (UTC)

Единственная хорошая :

Поэзия второй половины XX века /Сост. И.А.Ахметьев, М.Я.Шейнкер. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.
в реальности антология поэзии 30-60-х годов
(Reply) (Thread)