Валерий Шубинский ([info]shubinskiy) wrote,
@ 2009-05-05 18:40:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Премия Андрея Белого и пр.
Независимо от того, спровоцирована ли ссора почтенных членов жюри "третьим радующимся"(что весьма вероятно), в этой эпопее есть своего рода знак. Наследие андеграунда 60-80-х становится объектом такой же борьбы, как прежде - наследие Серебряного Века. Точнее, не наследие, а статус наследника и связанные с ним символы и регалии. При этом, как и двадцать лет тому назад относительно Серебряного Века, никому не приходит в голову, что наследие это обладает некими собственными внутренними параметрами, делающими бессмысленным любое самозванчество и любое рейдерство.

Тут ведь есть еще одно обстоятельство. Представить себе Сарнова и Кожинова в 1913 году невозможно, потому что... Ну. в общем, понятно. Но те из дискуссантов, кто (в отличие от Б.Иванова, Останина или Драгомощенко) в независимом культурном движении участвовать не могли по возрасту - все же не инопланетяне. Курицын или Кузьмин, Морев или хоть я, грешный, но только 1945 г.р. - это вообразимо. И можно представить себе разные варианты чьей-то судьбы в то время, и подумать о том, насколько тот или иной человеческий или культурный тип включим в систему андеграунда тридцатилетней давности (особенно ленинградского).

И еще одно - не менее, а может, и более важное.

То направление, которое во многом взяла в последние годы "актуальная культура" прямо противоположно тому, к чему стремились учредители премии Белого (по крайней мере, те из них, у кого были какие-то культурологические мысли). Тридцать лет назад речь шла о сложной и самододостаточной, сложно-иерархической культуре, противостоящей всякой, со всяким знаком (про- и анти-) оценочной социальности. Может быть, иные мэтры той культуры не были достаточно последовательны в этом противостоянии (с точки зрения нашего поколения - ленинградских восьмидесятников)- но устремления их были именно таковы. Никому не заказано восхищаться "Балтийским дневником" Фанайловой и солидаризоваться с эстетическими воззрениями Екатерины Деготь. Но зачем при этом претендовать на наследие второй волны "высокого модернизма"?

Я сильно подозреваю, что в результате мы получим несколько альтернативных премий Андрея Белого, каждая из которых будет обладать таким же символическим капиталом, как учрежденная Васей Пупкным и Машей Пипкиной какая-нибудь премия... Саши Черного, к примеру. Или Рины Зеленой.



(25 comments) - (Post a new comment)


[info]karaulov
2009-05-05 04:27 pm UTC (link)
Премия Василия Тёмного.

(Reply to this) (Thread)


[info]shubinskiy
2009-05-05 04:32 pm UTC (link)
Или Гаральда Синезубого.

(Reply to this) (Parent)


[info]trunchenkov
2009-05-05 04:39 pm UTC (link)
кстати о наследии андеграунда: мое голосование по нацбесту уже окрестили анекдотическим.

(Reply to this)


[info]kritmassa
2009-05-05 06:23 pm UTC (link)
Валера, напомню тебе, что один из тех, кто стоял у истоков Белого - Гройс (это к вопросу о Деготь). Чему, если не высокому модернизму, наследуют стихи Фанайловой? Кривулин противостоял оценочной социальности? Борис Иванович? Седакова?

Не надо подменять идеологию Премии Белого - всегда достаточно широкую и даже противоречивую - своей вкусовой палитрой.


(Reply to this) (Thread)


[info]shubinskiy
2009-05-05 06:37 pm UTC (link)
Последние стихи Фанайловой, на мой вкус, наследуют поэме Евтушенко "Мама и нейтронная бомба", да, собственно, очень на нее похожи. О чем я уже писал.
О прежних ее стихах речь не идет.
У Кривулина шестидесятническая "оценочная социальность" есть - у него это был (ему самому не очень приятный) атавизм, но сами эти оценки настолько противоречивы, настолько взаимно опровергаются и перекрываются, что это уже становится подобием игры.
У Седаковой - разве что в "Ямбах", но это нехарактерные стихи.
Постмодернизм по Гройсу (особенно раннему) и по Деготь - две большие разницы.
Борис Иванович... Ну, ты же понимаешь, что ему, как писателю, на самом-то деле эстетически и поколенчески близко. Как организатор литературы он оказался связан с людьми другого поколения и другой эстетики и сделал в этой области очень много.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kritmassa
2009-05-05 06:41 pm UTC (link)
Ну вот, видишь, сколько НО и всяческих оговорок...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shubinskiy
2009-05-05 06:48 pm UTC (link)
Так реальность сложна - она вся и состоит из "но" и оговорок. Которые, однако, не отменяют главного. Та тенденция, которая меня пугает - тенденция к упрощению, упразднению оговорок и ньюансов, и эта тенденция противоположна тенденции к усложнению мира и сознания, на которой премия АБ возникла.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kritmassa
2009-05-05 06:59 pm UTC (link)
По-моему, упрощаешь как раз ты - каким быть Кривулину, что случайно для Седаковой, а что нет ("Путешествие в Брянск"?), на что похожа поздняя Фанайлова...
Ты как раз хочешь видеть цельную эстетику там, где есть живая жизнь, на которую премия и реагирует. И как вначале рядом были Харитонов и Иванов, так потом Могутин и Гронас, Мнацаканова и Айзенберг. Не вижу тут упрощения, скорее наоборот.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shubinskiy
2009-05-05 08:20 pm UTC (link)
Этот "плюрализм" (к которому я тоже относился по-разному, но у которого все же есть живая связь с наследием андеграунда) был пять-семь-девять лет назад. Сейчас наметилась новая тенденция - я воспринимаю ее как тенденцию к примитивизации под флагом радикализации. Об этом я и говорю.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kritmassa
2009-05-05 08:26 pm UTC (link)
Пардон?
Тенденция к примитивизации под флагом радикализации за посление 5 лет?
Мнацаканова-Степанова-Скидан-Цветков-Круглов-Аристов + Соснора-Некрасов - это не плюрализм?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shubinskiy
2009-05-05 08:32 pm UTC (link)
Я говорю не конкретно о премии Белого. Думаю, ты понимаешь, что я имею в виду.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kritmassa
2009-05-05 08:33 pm UTC (link)
А-а...

(Reply to this) (Parent)


[info]dkuzmin
2009-05-05 10:52 pm UTC (link)
Валера, мне кажется, в такой постановке это беспокойство излишне. На каждый ход есть свой противоход. Я с интересом наблюдал за более или менее повальной «радикализацией» в духе поздней Фанайловой у сегодняшних 25-27-летних, теперь с неменьшим интересом наблюдаю за протестным требованием метафизики у сегодняшних 18-22-летних. Всё идёт своим чередом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shubinskiy
2009-05-06 06:01 am UTC (link)
Тогда хорошо. Но тенденция была, и мне кажется, что кое-каких материализующихся ныне духов этим вызвали.

(Reply to this) (Parent)


[info]benev
2009-05-05 07:38 pm UTC (link)
все очень просто, по-моему. я могу представить, что А. Белому понравятся стихи (может быть не все но многие)Кривулина, но не могу представить, что ему понравятся стихи Фанайловой как русская Маша... короче, проигрывает в теннис. Есть определенная тенденция. Есть специфика питерской "второй культуры", котор. наследует специфике культуры Серебряного века - наличие - причем в качестве главного - метафизического измерения в творчестве. Не просто отражение социальных архетипов, а именно наличие метафизич. измерения, этой вот глубины. Дело не в сложности как таковой, а в этом "наследии символизма", который кто-то там так-сяк преодолевал, но не в этом суть. То что "преодолевалось" все равно именно вот это. И там где этого нет - это уже другая культура. Может быть она не менее богата и интересна, но это уже другое. А у нас вот такая.

(Reply to this)


[info]mila_yastreb
2009-05-05 08:12 pm UTC (link)
Валера, а мне кажется как раз, что вот подобного рода события - это как раз проявление живой литературной жизни, ее возможного и наконец-таки возрождающегося разнообразия.
Вторая культура, как ты знаешь не хуже меня, была живым организмом, и там тоже хватало всякого. Там были и гении, и таланты, и графоманы, и бездари. И существовали эстетически враждебные группировки. И каждый из литераторов нашего поколения нашел, чему во этой культуре наследовать, а от чего, мягко говоря, уклониться.
Собственно говоря, из скандалов и выяснения отношений отчасти состоит и история литературы - это показатель, что она еще жива.

(Reply to this) (Thread)


[info]shubinskiy
2009-05-05 08:31 pm UTC (link)
Разнообразие никогда и не исчезало. Заметь, я не говорю о том, что ссора из-за премии - это плохо, в конце концов, всему приходит время умереть. Ну, вот премия АБ как значимое явление умирает так.
Но вопрос не в "гениях и графоманах". Вопрос был в эстетической несовместимости многих участников процесса (ну - условно говоря: Шварц, Охапкин и Драгомощенко). Но эта эстетическая несовместимость компенсировалась (относительной) совместимостью антропопологической. Именно это сейчас нарушается. Я не могу представить себе Курицына в редакции "Часов" и даже, пожалуй, в Клубе-81. Это не значит, что люди, входившие в оный клуб, были лучше Курицына - многие из них были несравнимо его хуже, там были дикие монстры. Но другие.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kritmassa
2009-05-05 08:35 pm UTC (link)
Да, то, что сегодня главный спикер от "отцов" Курицын - конечно, дико.))

(Reply to this) (Parent)


[info]mila_yastreb
2009-05-05 08:51 pm UTC (link)
Ну, во-первых, еще ничего окончательно не решено - поживем, увидим...
Но то, что это отчетливый знак размежевания и как следствие - более отчетливого самоопределения для тех, кто имеет отношение к этим процессам, это очевидно.
Меня во всех этих бурных беседах больше всего повеселило определение "молодые" применительно к сорокалетним учредителям премии. Союзом советских писателей как-то пахнуло - там начинающие были именно такого возраста).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mila_yastreb
2009-05-05 09:09 pm UTC (link)
Валера, напомни, я совсем в бреду или все-таки нет - насчет наследования Андрею Белому.
По-моему, изначально это было такое ироническое название, премия Белого - потому что приз - бутылка водки?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]shubinskiy
2009-05-05 09:21 pm UTC (link)
И так и так.

(Reply to this) (Parent)


[info]shubinskiy
2009-05-05 09:21 pm UTC (link)
Что сорокалетние! Пятидесятипятилетний Барзах тоже в молодых.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mila_yastreb
2009-05-05 09:27 pm UTC (link)
а книжки лауреатов по-прежнему выходят у прохоровой - я как-то не видела их последнее время?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kritmassa
2009-05-05 09:35 pm UTC (link)
Нет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]mila_yastreb
2009-05-05 09:39 pm UTC (link)
понятно...

(Reply to this) (Parent)


(25 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…